Молодой аристократ Евгений Онегин, пресытившись бесконечной чередой столичных развлечений, погружается в состояние глубокой хандры. Балы, приемы и театральные премьеры, некогда составлявшие суть его существования, теперь вызывают у него лишь скуку и раздражение. Весть о тяжелой болезни дяди, проживающего в деревенском имении, становится для Онегина желанным предлогом покинуть опостылевший свет. Прибыв в поместье, он застает родственника уже скончавшимся, однако эта потеря не вызывает в душе Евгения особой печали. Гораздо больше его занимает вопрос наследства, поскольку собственное финансовое положение оставляет желать лучшего, а дядя не оставил других претендентов на свое состояние. Получив в распоряжение имение, Онегин сознательно отгораживается от местного общества, проводя дни в полном уединении. Соседи-помещики, сперва проявлявшие интерес к новому владельцу, вскоре начинают считать его нелюдимым чудаком, что вполне устраивает самого Евгения.
Этот добровольный затворнический образ жизни прерывается с появлением в соседнем имении Владимира Ленского – молодого поэта, только что вернувшегося из-за границы, полного романтических идеалов и восторженного восприятия мира. Несмотря на разницу в характерах и жизненном опыте, Ленский находит в Онегине интересного собеседника, и между ними завязываются своеобразные приятельские отношения. Именно Владимир знакомит Евгения с семейством Лариных, в частности с двумя сестрами – Ольгой и Татьяной. Если младшая, Ольга, представляет собой типичную веселую и легкомысленную барышню, то старшая, Татьяна, поражает своей глубокой, мечтательной натурой, склонной к серьезным размышлениям и уединению. Эта встреча, казавшаяся вначале рядовым эпизодом деревенской жизни, неожиданно становится поворотным моментом в судьбах всех героев, запуская цепь событий, которые навсегда изменят их представления о любви, дружбе и предназначении человека.